- РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕБ ДИЗАЙНУ
Некоторые полезные рекомендации для написания текста для вашего
веб сайта.
Большинство пользователей Internet ищут информацию, и они не хотят
тратить время, перечитывая большое количество текста, чтобы найти
в нем то, что они ищут. Так что ключ к написанию текста для Internet
должен сохранять краткость и ясность.
Вот некоторые рекомендации, которые могут помочь Вам при написании
текста:
Контактная информация. - Ваш адрес, индекс, телефон/факс, электронная
почта.
Товары/услуги. - Что является вашими товарами/услугами? Краткая
их характеристика.
Кто Вы. - Краткое описание Вашего бизнеса, организации, направления
деятельности.
Специальные особенности. - Что делает ваш бизнес уникальным?
Чем Ваш бизнес отличается от Ваших конкурентов? Какие специальные
услуги Ваш бизнес предлагает?
Сколько я должен писать? - Для Internet, чем короче текст, тем
лучше. Ваша информация должна быть сжатой, ясной и простой для
чтения.
Использование абзацев. - Мы предлагаем, чтобы Вы разбивали текст
на абзацы, в которых было бы примерно от 50 до 100 слов. Это нужно
для того, чтобы пользователи Internet просматривали абзацы и быстро
находили нужную информацию. Чем легче текст делаем для чтения,
тем менее вероятно, что они пропустят информацию, которую ищут.
Мы поможем Вам создать веб сайт.
Для начала просто отправьте сообщение на моё мыло mateis@mail.ru
иле позваните по тел. 530-361 (моб. 069031848)
- ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ВЫБОРУ ИМЕН ДЛЯ ВЕБ-САЙТОВ...
Опрометчиво купленное имя для будущего веб-сайта зачастую не только
не отражает цели проекта, но и не несет в себе вообще какой-либо
смысловой нагрузки. В то же время, грамотный подход к выбору доменного
имени способен не только привести дополнительных пользователей,
но и стать одной из наиболее значимых частей маркетинговой кампании...
К настоящему моменту уже сложились определенные традиции в проектировании
web-сайтов. Применение дружественных адресов для ресурсов является
признаком продуманности, хорошего тона и профессионализма разработчика.
URL (Uniform Resource Locator) в Интернет представляет собой
обозначение определенного ресурса (например, страница, сайт или
сервер). URL включает в себя используемый сетевой протокол (ftp://,
http:// и т.п.), доменное имя (ibm.com, shop.com.ru) и адрес документа
в пределах указанного сервера (/index.html, /images/button.gif).
Принято различать несколько уровней доменных имен. Уровни разделяются
точкой. Нумерация ведется справа - налево. Так в имени «www.shop.ru»,
«ru» является доменом 1-го уровня (или зоной), «shop» 2-го, «www»
3-го.
Исторически сложилось так, что при указании доменного имени
использовали префикс «www», который, в сущности, являлся доменным
именем уровня вложенности большей на единицу от исходного количества.
Таким путем хотели указать тип содержимого по указанному адресу
- т.е. HTML-документ. Однако в настоящий момент это правило устарело,
и сохраняется исключительно в силу традиции. Правильно спроектированный
сервер должен отдавать одинаковую информацию вне зависимости от
наличия, либо отсутствия префикса «www».
В рекламных целях, на радио, в газетах, визитках часто указывается
адрес сайта в Интернете. В этом случае, независимо от способа
передачи информации следует указывать имя, содержащее префикс
«www», т.к. подобная информация зачастую попадает к пользователю
в отрыве от контекста. При указании этого префикса, становится
понятным, что имеется в виду именно веб-сайт.
Основные критерии выбора доменного имени
Краткость
Запоминаемость
Произносимость
Простота написания
Придерживаться критерия краткости со временем становится все
сложнее... В наиболее старых доменных зонах (com, net, org) удачей
может считаться найденное свободное имя из любых 5 символов или
какое-либо осмысленное одно слово из большего количества букв.
В некоторых национальных доменных зонах еще есть возможность приобретения
имен, составленных из 3-х символов.
Кстати, исследованиями психологов отмечена лучшая запоминаемость
именно 3-x символьных доменнных имен, по сравнению с именами,
состоящими из 2-х символов.
Широко распространилась разновидность заработка, построенная
на захвате доменных имен с целью последующей перепродажи - киберсквоттинг.
Людей, занимающихся такой деятельностью, принято называть киберсвоттерами.
Известны случаи, когда доменные имена были проданы за суммы, составляющие
не один миллион долларов. Средняя цена на домены, состоящие, к
примеру, из имени какого-нибудь мифологического божества в зоне
«.com» достигает 50 тысяч долларов. Еще лет 5 назад, большинство
таких имен были в свободной продаже и стоили по $35 в год.
Использование ключевых слов в названии
Правильно выбранное доменное имя играет огромную роль в успехе
всего проекта. Чаще всего, посетители попадают на сайт, просто
угадывая его название исходя из своих представлений о существовании
некой услуги или торговой марки. Возможно, кто-то уже посещал
ресурс, и попытается вспомнить его название с целью повторного
посещения. Поэтому, в случае неоднозначного написания имени вашей
организации, будет иметь смысл регистрация нескольких доменных
имен предполагающих различные трактовки. В общем случае таких
имен может быть произвольное количество.
Многие пытаются найти выход в хорошей запоминаемости имени, иногда
в ущерб краткости. Так можно считать удачным имя «center-of-the-world.com»,
т.к. оно составлено из невероятно распространенного словосочетания
(англ. центр мира).
Для проверки удобства выбранного имени с точки зрения произносимости,
имеет смысл представить, что Вы диктуете его по телефону. В этом
случае будет видно как 'всплывут' все возможные разночтения и
неудобства.
Избегайте использования некоторых букв и цифр, созвучных по транскрипции
с какими-либо другими словами. Так имя SERVICE4U.RU может оказаться
похожим на SERVICEFORU.RU, SERVICEFORYOU.RU и еще несколько подобных
вариантов. Либо придется зарегистрировать на себя все возможные
их разновидности.
Проверить, занято ли выбранное Вами доменное имя, а также получить
список только что освободившихся доменов, можно например по адресу:
www.webnames.ru
Использование аббревиатур
Старайтесь не использовать аббревиатуры. Не всякий пользователь
в состоянии запомнить соответствие между именем организации, и
ее же именем, но составленном из первых букв входящих слов. В
случае некоего абстрактного «МинСельХозПищеПрома» не стоит давать
сайту доменное имя MSHPP.RU (а тем более MCXPP.RU).
Во многих случаях приемлемым вариантом будет выбор имени исходя
из предоставляемых услуг или продукции. Например - KAPUSTA.RU
или CABBAGE.RU. Ну и конечно не стоит решать проблему «в лоб»
- MINSELHOZPISCHEPROM.RU.
Языковые аспекты
В наших условиях, при выборе доменного имени, большим вопросом
будет использование языка. Сегодня уже появились различные службы,
предоставляющие возможность выбора доменного имени на национальных
языках. Однако такое решение не является распространенным и доставляет
скорее неудобства из-за путаницы в произношении и отсутствии единого
стандарта, поддерживаемого разработчиками клиентского программного
обеспечения. В принципе, можно взять русское имя, но написанное
латинскими буквами. Здесь также действует правило «телефона».
Например, в случае COCKA.RU и SOSKA.RU предпочтительнее 2-ой вариант,
т.к. «на слух» подавляющее большинство воспримет именно в таком
виде. Во всех прочих случаях, регистрация доменных имен на языке
целевой аудитории латинскими буквами чаще всего более оправдана.
Будьте уверенными в правильности написания имени с точки зрения
орфографии, как на языке целевой аудитории, так и на английском
языке. В исключительной ситуации выбранное доменное имя может
означать совсем не то, что предполагалось. Это особенно важно
для ресурсов, имеющих несколько разноязыких версий. Проверьте
значение слов и их комбинаций, входящих в доменное имя, во всех
приведенных языках.
Важно знать, что использование знака подчеркивания '_' в доменных
именах недопустимо, хотя и возможно в URL. Не стоит разделять
фразу, взятую в качестве доменного имени и знаком дефис '-'. Пользователям
бывает весьма сложно запомнить был ли «минус», не был и в каком
месте, если был.
Все рекомендации, высказанные ранее не совсем применимы в случае,
когда название организации является известным, раскрученным торговым
именем. Тут уж придется, скорее всего, смирится с необходимостью
его копирования в доменное имя с соблюдением прочих правил.
Выбор зоны доменного имени
В настоящий момент, в списке доступных имен наличествует список
региональных доменов (в том числе RU - Россия, BY - Беларусь,
UA - Украина и др.) и список «стандартных» доменов (COM, ORG,
NET, новый INFO, и с 7 ноября 2001г. BIZ). Какое же из них выбрать?
Ваш выбор должен базироваться на особенностях будущего проекта:
Cайты, содержание и целевая аудитория которых являются глобальными,
без выраженных территориальных привязанностей, и используется
английский, регистрируются в соответствующем «стандартном» домене
в зависимости от его назначения (COM - коммерческие организации,
ORG - прочие организации, NET - сетевые организации, INFO - информационный,
BIZ - бизнес, прочие - аналогично)
Cайты, использующие в качестве основного любой язык, кроме английского,
и направленность на территориально привязанную целевую аудиторию,
регистрируются в соответсвующей национальной зоне
Cайты, которые содержат местную информацию, освещают местные
события или продают что-то на местном уровне, регистрируются в
домене страны вне зависимости от языка, который используется на
сайте.
Если в силу каких-либо причин был приобретен домен не соответствующий
вышеуказанным требованиям, постарайтесь либо изменить содержимое
проекта (что практически нереально), либо зарегистрировать другое
доменное имя.
В заключение
Все советы, приведенные в данной статье, могут оставаться не
более чем просто советами. Но большинство из правил представленных
здесь в виде рекомендаций оттачивалось годами. Соблюдение данных
рекомендаций поможет Вам получить дополнительный приток посещений
за счет более легкого обнаружения Вашего проекта пользователями,
обладающими первоначально малым объемом информации о Вашей организации.
Также Вы можете добиться более прогнозируемой и стабильной работы
прочих сетевых сервисов, таких, например, как поисковые машины.
Ваше право использовать их, или нет, однако, попробовав проанализировать
политику ведущих компаний в отношении проектирования URL, можно
прийти к выводу, что данные правила соблюдаются весьма строго
и являются частью маркетинговой политики.
- ЧТО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НУЖНО ПОСЕТИТЕЛЯМ ВАШЕГО САЙТА
К счастью, прошли те времена, когда на первой странице каждого
корпоративного сайта непременно размещалась фотография директора
и его же приветственная речь. Но на смену неукротимому желанию
рассказать о себе «сразу все и прямо тут» многим пришла столь
же сомнительная потребность - по уши завалить посетителей разными
сервисами: «пусть пользуются, наслаждаются и про нас не забывают»...
Так вот, на 90% сайтов - пользователи этими сервисами не пользуются
и не наслаждаются!
Форум
«А давайте заведем на сайте форум», - любимый припев каждого
свежеиспеченного владельца веб-сайта. Реакция на «Зачем?» обычно
рефлекторная: дескать, пусть там люди тусуются, всякие важные
вопросы задают, а уж мы им под это дело свои товары, услуги и
идеи протолкнем.
Теоретически все так и могло бы произойти: [ вопросы -> ответы
-> реклама -> рост числа покупателей ]
Практически ситуация обычно куда хуже:
посетители задают «глупые» вопросы, остающиеся без ответа;
владельцы сайта отвечают редко, а если и отвечают, то в стиле
«приходите к нам в офис, все расскажем и покажем»;
в фирме нет человека, ответственного за форум, в результате он
вяло затухает;
действительно заинтересованному посетителю проще задать свой вопрос
по электронной почте, что он и делает.
Это лишь самые распространенные проблемы использования форумов
на корпоративных сайтах. Куда более глубокие и сложные вопросы
организации и использования виртуального сообщества сейчас даже
нет смысла поднимать - о них вообще редко кто задумывается.
Форум создали, порадовались и сели в ожидании притока заинтересованных
посетителей? Не бывает так, никогда не было и не будет. Лучше
убейте форум, если не способны с ним справиться!
Гостевая книга
Порождение отечественного сервиса, безболезненно сменившее формат
бумажный на формат интерактивный. Со времен Чехова в содержании
«жалобных книг» не изменилось ничего:
«Здравствуйте, мне очень понравился ваш сайт, просто класс!
Заходите на мой: www.raz.dva.tri.ru».
«Продаю электрические лампочки оптом, телефон 123-45-67».
«Это ваш шанс! Работа в Интернете! Все честно и без обмана, сам
вчера получил чек на 500 баксов!»
«Вы тут все казлы, и сайт у вас - полный ацтой».
«Очень нужна информация про морских свинок. Подскажите, пожалуйста,
где купить, чем кормить и куда сдавать шкурки».
«Леха, привет, где ты пропадал? Сайтик у тебя - что надо. Пиши,
звони!»
Содержание не меняется от сайта к сайту, процентное соотношение
типов объявлений - тоже инвариант. Лично я никогда не видела в
гостевых книгах ни одного разумного, интересного и полезного сообщения.
Ну и зачем заводить на сайте еще одну помойку?
Анкеты и голосовалки
Итак, анкета. Традиционно «желательные» поля: имя, фамилия, год
рождения, адрес прописки, электронная почта и список любимых телепередач.
Очень важная маркетинговая информация, за сбором которой через
сайт, затаив дыхание, следит отдел продаж каждой уважающей себя
птицефабрики.
Кто заполняет эти анкеты? В каком количестве? Зачем? Куда уходят
результаты? Как заполнение анкет на сайте сказывается на качестве
работы фирмы? Тайна сия великая есть.
Особенно раздражают анкеты и голосовалки, висящие на сайтах годами.
Спрашивается - зачем? Посетитель чувствует себя идиотом, если
ему непонятен смысл голосовалки и неочевидна ее общественная польза:
заполнил, и тут же жизнь стала лучше и веселее.
Типичный пример бессмысленной голосовалки: «Нравится ли вам
новый дизайн нашего сайта?» Как, интересно, на этот вопрос будут
отвечать посетители-новички? И почему под словом «новый» большинство
сайтовладельцев подразумевают дизайн полугодовой, а то и годичной
давности? А главное: ну, допустим, не нравится - и что дальше?
Владельцы сайта побегут его переделывать по первому требованию?
Короче говоря, с анкетами и голосовалками главное не переборщить
и использовать по назначению.
Погода и курс доллара
О, это любимая песня всех полупродвинутых интернет-пользователей:
«А давайте повесим у нас на сайте погоду и курс доллара, тогда
к нам будут ходить!» Уж такая эксклюзивная информация, и так она
важна на сайте коллекционеров спичечных этикеток...
Неужели вы хотите, чтобы на ваш сайт ходили за курсом доллара,
а не за информацией о ваших товарах и услугах? Да и не вспомнит
никто, что именно у вас можно найти прогноз погоды и курс доллара,
проще, когда потребуется, потыкаться в разные яндексы-рамблеры.
Новости
Если список новостей сайта/фирмы, аккуратно задизайненный в первую
страницу, в последний раз обновлялся больше месяца назад. - все,
гудбай, конец связи!
Вы можете обновлять этот список хотя бы еженедельно? Наберется
у вас новостей? Своих, а не экспортированных с «Ленты.ру» (еще
один «осмысленный» контент а-ля курс доллара)? Будет новостями
заниматься специальный человек? Тогда ОК, вперед, заводите новости.
Не публикуйте на сайте свои новости. Только тогда никто не будет
показывать на вас пальцем и ехидно смеяться.
Бузмаков, я вас люблю!
Кстати, о роли личности в истории. Есть такой товарищ, Максим
Бузмаков. Победитель конкурса на создание концепции сайта Президента
России. Типа, чтобы знали, на кого надо равняться.
Как водится, концепция ужасна. Ну ладно, мало кого из простых
смертных заботит то, что получит Кремль в результате воплощения
в жизнь идей победителя. Но побочный эффект от самой публикаций
концепции таков, что многие мои коллеги будут еще оч-чень долго
поминать товарища Бузмакова разными интересными словами.
Совершенно не сомневаясь в своей правоте и оригинальности, Максим
Бузмаков предложил реализовать на президентском - президентском!
- сайте такие, например, концепции (авторская орфография сохранена):
«Подраздел составляется на основе пришедших на сайт писем граждан
России, в которых изобличаются нарушения местных властей». Ну
да, теперь понятно, куда жалобы на ЖЭК писать - сразу Президенту,
чего мелочиться-то.
«Не оскудеет земля наша светлыми умами, а сайт Президента поможет
ими воспользоваться». Других возможностей выбиться в люди у светлых
умов в России не осталось - только на поклон к царю-батюшке. Виртуально.
«Что бы любой желающий мог разобраться в хитросплетениях структуры
власти РФ. Понять, кто за что отвечает, кто кому подчиняется».
Ого, у нас кто-то за что-то отвечает, да при этом еще и подчиняется?!
«Обязательны карты Москвы и Санкт-Петербурга, желательны карты
всех городов, с населением более миллиона человек». Угу, Президенту
и карты в руки.
«Сверим часы - популяризующий сервис, имеющий прямое практическое
назначение - "время из первых рук"». И давайте еще вместо
тетеньки, что работает на телефонной службе точного времени, голос
Путина запишем...
Да, шутка удалась. Только вот не до шуток становится веб-разработчикам,
когда они получают от потенциальных заказчиков тендерные аннотации,
написанные по шаблону бузмаковской «концепции».
Лишь тем, кто делает по двадцать сайтов в год, сервис «чат с
президентом» и прочая персонализация на сайте кондитерской фабрики
кажутся очевидной дикостью. Для заказчиков же это всего лишь интересная
фишка, до тех пор, пока они не увидят, как эта «фишка» выглядит
в реальности на их сайте. Не стоит радостно наступать на те же
грабли, что и Президент - это не прибавит вам солидности.
Понятно, что очень хочется. Даже если нельзя. Еще бы, так соблазнительно:
взять бесплатную программу, самолично поставить на свой сервер,
после чего ходить и гордиться - вот, у нас тоже сайт не какой-нибудь,
а с перламутровыми пуговицами. Но, видите ли, какое дело - не
смотрятся перламутровые пуговицы на джинсах!
- ВЛИЯНИЕ ДИЗАЙНА САЙТА НА ЕГО ПОСЕЩАЕМОСТЬ
Голосования и опросы утверждают, что для подавляющего большинства
пользователей самое важное на любом сайте - это контент (разумеется,
кроме проектов, непосредственно посвященных дизайну и изобразительному
искусству)…
Задумайтесь: если внешний облик сайта не так важен, почему тысячи
фирм выкладывают кругленькие суммы дизайн-студиям и не жалеют
об этом? Почему тысячи веб-дизайнеров проводят бессонные ночи,
совершенствуя свои творения, дорабатывая такие мелочи, которые
на первый взгляд и заметить-то невозможно? Значит, такой подход
приносит свои плоды, и в этом вы сейчас убедитесь.
Предположим, вы ищете какую-то информацию в Сети. Заходите на
свой любимый поисковик, делаете запрос и находите несколько ссылок
на нужные вам ресурсы. Идете по двум из них. Перед вами — две
веб-страницы с приблизительно одинаковым содержанием. Но одна
из них сделана в приятных тонах, без излишеств (отчетливо видна
рука хорошего дизайнера), а другая либо примитивна (что не так
страшно), либо наворочена так, что сразу даже непонятно, чему
или кому она посвящена: то ли Бритни Спирс вкупе с Филиппом Киркоровым,
то ли разведению кроликов. Как бы то ни было, вы все равно настаиваете,
что дизайн для вас не важен, главное — контент? Хорошо. Вы узнаете
то, что вам нужно, и... Вот тут-то и начинается самое интересное.
С 95% гарантией можно сказать, что вы закроете эту уродливую
или примитивную страничку, чтобы никогда сюда больше не возвращаться.
Во-первых, потому, что на нее не очень приятно смотреть. Во-вторых,
потому, что особого доверия к такому источнику информации нет
(невольно закрадывается мыслишка: «Наверняка это очередной сайт
очередного бестолкового Васи Пупкина, который сам ничего написать
не может, а только ворует информацию у других. Да и подать-то
ее как следует не в состоянии!»).
А вот как вы поступите с другой, внешне более привлекательной
страничкой — это еще вопрос. Возможно, и ее закроете, но не исключено,
что захотите подробнее ознакомиться с этим сайтом. В последнем
случае вы просмотрите еще несколько страниц и, если сайт в целом
вам понравится, наверняка запомните его адрес (или запрос, по
которому нашли его в поисковике). А если там еще есть и нужная
вам информация, то, может быть, занесете этот ресурс в папку «Избранное»...
Немного теории
Мы не утверждаем, что хороший дизайн обеспечит вам посещаемость.
Дизайн -необходимое, но не достаточное для этого условие. Качественный
контент благодаря поисковикам может принести вашему сайту довольно
большое количество посетителей, но вряд ли заставит их как следует
запомнить «лицо» вашего ресурса. А это немаловажно, если, конечно,
ваш проект не представляет собой онлайновую библиотеку. Пожалуй,
лишь в этом случае лучший вариант дизайна - самый простой. Как
говорится, черным по белому. Ведь настоящие библиоманы смотрят
на содержание книги, а не на ее обложку.
Если же ваш сайт уникален, если на нем много ценной информации
для всего прогрессивного человечества, то дизайн должен быть лишь
фоном. В этом случае достаточно грамотно подобрать цветовую гамму.
Если же у вас много конкурентов и содержание вашего проекта не
является уникальным (пример - сайты, посвященные заработку в Сети,
другие ресурсы электронной коммерции), то дизайн должен выделять
ваш сайт из общей массы, причем не навороченностью, а продуманностью.
И потому стоит тщательно изучить не только теорию дизайна, но
и то, как мастера применяют эти знания на практике. Внимательно
следите за тем, какие приемы используют в своей работе профессионалы
веб-дизайна. Для начала попробуйте сделать для себя, например,
то же самое, но в других цветах (или же, наоборот, используйте
те же сочетания цветов, но в других элементах дизайна). При этом
категорически не советую воровать чужой дизайн. Такие случаи обычно
не проходят в Сети незамеченными. Для широкого круга пользователей
старайтесь делать нечто уникальное и приятное для глаз. То есть
пользуйтесь опытом других, но не крадите их работы.
Практика
Ну а теперь пора подкрепить теорию цифрами. Месяц назад дизайн
моего сайта претерпел коренные изменения. До этого он был, мягко
говоря, не самым удачным, хотя и совсем уж неудачным его назвать
было нельзя. В общем, весьма стандартный дизайнчик, не производил
особого впечатления. Сочетание цветов, как я уже сказал, было
не лучшим, а синий фон уже через несколько минут после начала
просмотра сайта вызывал отвращение и усталость глаз (что уж говорить
про человека, который смотрел на этот фон чуть ли не каждый день,
то есть про меня).
В общем, в один прекрасный день я решил серьезно взяться за дизайн.
Стиль оформления к тому времени уже был придуман, но около трех
дней ушло на подбор цветовой гаммы. Еще через день был готов логотип
(его, правда, потом пришлось слегка подкорректировать, чтобы рядом
уместился баннер). «Ничего сверхъестественного, а смотреть приятно»
- так оценили этот дизайн 83% голосовавших в ходе опроса на моем
сайте. А вот теперь самое главное: посмотрите на данные счетчика
SpyLog (день, который в отчете обозначен как «сегодня», был первым
днем моего ресурса с новым дизайном; соответственно, «вчера» -
ресурс со старым дизайном).
Теперь разберемся, что означают эти цифры. Само собой, изменение
дизайна не могло в тот же день повлиять на посещаемость, но зато
обратите внимание на отношение количества хитов (показов страниц)
к количеству посетителей. Это отношение показывает, сколько в
среднем страниц сайта смотрит каждый посетитель. Если при старом
дизайне этот показатель был равен 371:157=2,36, то при нынешнем
он увеличился до 896:151=5,93!
Выводы
Вот уже второй месяц посещаемость моего сайта постоянно растет.
Это происходит в основном за счет увеличения ядра аудитории (и
увеличения активной недельной аудитории). Посетители стали чаще
возвращаться. Если сегодня на сайт пришло 150 новичков и 50 постоянных
посетителей, то завтра к очередной партии из 150 новичков примкнут
уже 52-55 постоянных посетителей. И так далее, по нарастающей.
Помимо всего этого сайт удалось зарегистрировать у ряда зарубежных
рекламодателей, которые практически не принимают русскоязычные
ресурсы. Нет сейчас проблем и в обмене ссылками с другими ресурсами.
Теперь большинство хозяев ресурсов, которым я предлагаю обменяться
ссылками, соглашаются, хотя еще месяц назад даже не отвечали на
мои письма.
Ну и кто после всего этого докажет мне, что дизайн не так уж
и важен? Важен, очень важен! Думать по-другому — обманывать самого
себя. Создавая серьезный проект, не ленитесь, поработайте над
дизайном как следует. Очень скоро ваш труд будет вознагражден.
- КАК СДЕЛАТЬ ВАШУ РЕКЛАМУ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЙ
Рекламисты редко задумываются о том, где и как будет жить их произведение,
«сойдя» с компьютера. Это ослабляет и часто даже гробит рекламу!
Профессионал-рекламист всегда и везде стремится повысить эффективность
рекламы, т.е. не шансы получить приз на конкурсе, а возможность
как можно больше «продать». В этой борьбе он использует буквально
все доступные ему средства, какими бы ничтожными ни казался их
эффект - реклама «разговаривает» с сотнями тысяч и даже с миллионами.
Значит, повышение ее эффективности даже на 1% дает клиенту значительные
выгоды.
Средство, о котором пойдет речь в данной статье, может дать выгоды
очень существенные. Более того, неумение или нежелание его использовать
может вообще превратить кампанию в пустую трату средств рекламодателя.
Это средство - тонкий учет особенностей среды, в которой будет
работать данная реклама.
Физическая среда
Приступая к проекту, рекламист (если он хочет, чтобы его реклама
работала) должен тщательно проанализировать все, что может повлиять
на контакт читателя/зрителя с создаваемой им рекламой, использовать
все положительные стороны этой среды и сводить к минимуму отрицательные.
Человек «потребляет» рекламу глазами и ушами. Эффективность этого
потребления зависит от многих обстоятельств, в том числе и физических
параметров среды.
Продолжительность контакта
Это один из самых важных физических параметров в рекламе. Неумение
учесть его - наиболее частая причина провала рекламной кампании.
Если время контакта, скажем, пять секунд, а Ваша реклама по разным
причинам требует не менее 30 секунд, чтобы просто понять, о чем
она, то...
Рекламист и/или читатель не всегда могут контролировать продолжительность
контакта. Поясним: читатель может задержаться на любой рекламе
в журнале, но телевизионный ролик зритель остановить не в состоянии,
а автомобилист не очень контролирует свой контакт с наружной рекламой.
Рассмотрим некоторые среды рекламы с точки зрения продолжительности
контакта со зрителем:
ЖУРНАЛЫ — Выше было сказано, что читатель сам определяет продолжительность
своего контакта с рекламой. Это можно отнести только к случаю,
когда реклама его заинтересовала. Если же под контактом понимать
среднюю продолжительность взгляда, которым скучающий читатель
удостаивает рекламные объявления, то мы имеем всего несколько
секунд.
В битве за внимание скучающего читателя сразу же проигрывает
все непонятное и требующее напряжения: «слепые» заголовки, замысловатые
графические нагромождения, нечитаемые куски текста и т.д. Очень
популярные в среде дизайнеров рекламы-ребусы имеют минимальные
шансы быть хотя бы замеченными.
Больше шансов есть у рекламы с четкой и понятной посылкой «первого
уровня» - картинка и заголовок. На уровне подкорки читатель оценит
читабельность текста. Если текст, скажем, набран вывороткой или
на рваном фоне (снижает читабельность в несколько раз!), и нет
очень помогающих при первой оценке промежуточных заголовков и
прочих выделений, то... читателю легче просто перевернуть страницу.
ИНТЕРНЕТ — Как часто посетителю сайта приходится долго и тупо
смотреть на экран, пока там загружается бессмысленная графика,
и на экране нет ничего, что способно было бы его занять.
Известно, что попав на новый сайт, посетитель в среднем принимает
решение оставаться на нем или нет в течение 7 секунд. А если Ваш
сайт грузится 1 минуту, то сколько посетителей Вы потеряете (по
некоторым данным более 50%). Многие же страницы грузятся гораздо
дольше. Для ускорения загрузки Вашего сайта есть еще один повод
- посетитель сам платит за время работы на нем. Экономьте его
деньги!
НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА — Здесь особенно заметно неумение учитывать время
контакта. Опросы в разных странах показывают, что редко кто может
назвать хотя бы один из «рекламируемых» вдоль трасс брэндов. На
ветер выбрасываются огромнейшие средства, а рекламодатели теряют
интерес к наружной рекламе. И это при том, что достаточно простые
законы наружной рекламы открыты десятилетия тому назад.
РЕКЛАМА В ТРАНСПОРТЕ — Это противоположность «наружки». В течение
поездки (в среднем 20 минут) пассажир часто испытывает информационный
голод. Тут бы и воспользоваться этим! Не тут то было! Наше метро
украшено в основном цветными пятнами, часто просто повторами «наружки».
Опыт США показывает, что в профессионально сделанной метро-рекламе,
пассажир прочтет до 300 слов.
Есть особая ситуация, которую профессионалы называют аудиторией
«пленников». Примерами могут служить пассажиры, а также люди,
стоящие в очередях и ожидающие в приемных. «Пленники» часто находятся
в состоянии информационного голода. Но об этом почему-то мало
кто знает...
Рекламное окружение
Реклама часто конкурирует за внимание читателя с другими рекламами.
Дэвид Огилви рекомендовал проводить окончательную оценку макета
рекламы в печати, только вклеив его в реальное периодическое издание
на планируемом месте. Не потеряется ли там реклама?
Рубричная реклама
Своеобразное средой является рубричная реклама (classifieds).
Здесь Ваше объявление будет окружено рекламой аналогичных товаров/услуг.
Рекламист должен учитывать, что в соответствующий раздел (строительные
материалы, компьютеры, туристские услуги и т.д.) читатель часто
наведывается уже заинтересованным в данном классе товаров и услуг.
Это диктует свои законы. В частности, рекламист может сэкономить
ценное место, опустив некоторые вводные текстовые и графические
элементы, которые обычно требуются в смешанной рекламной среде.
Качество на выходе
Рекламиста должно интересовать то, в каком виде его продукт попадет
в руки читателю или зрителю. Если по каким-то соображениям, чаще
всего финансовым, для размножения используют, например, ризографию
или ксерокопирование, то допечатная часть должна это учитывать...
Другой пример: веб-дизайнеры часто используют при разработке сайтов
современные большие экраны и очень удивляются, увидев свои произведения
на скромных мониторах, которыми пользуются миллионы!!!
Состояние человека
Рекламу «потребляют» не роботы или компьютеры, а люди. А людей
отличает разная степень заинтересованности и усталости, они могут
находиться в разном эмоциональном состоянии, иметь разную квалификацию
и т.д.
Заинтересованность
Очень легко «продавать» заинтересованному, и очень трудно привлечь
внимание уставшего и равнодушного. Один известный рекламист справедливо
заметил: «Люди не читают рекламных объявлений как таковых. Они
читают то, что их интересует, и иногда этим оказывается рекламное
объявление.»
Неумение воспользоваться предсказуемой заинтересованностью для
рекламиста просто непростительно. А побеждать в борьбе за внимание
незаинтересованного читателя или зрителя может помочь учет среды.
Реклама на месте продажи (P.O.S.): Покупатель в магазине достаточно
заинтересован — или он специально пришел за данным товаром в магазин,
или же желание купить возникает на месте. Известно, что решение
о покупке на 50-80% принимают прямо на месте продажи, часто под
действием имеющейся там рекламы. В России реклама на месте продажи
пока, к сожалению, не очень популярна.
Эмоциональное состояние
Разумеется, совершенно невозможно в каждом конкретном случае
предсказать эмоциональное состояние, в котором человек находится
в момент контакта с рекламой.
Однако есть и довольно предсказуемые ситуации. Скажем, Playboy
человек читает в несколько ином настроении, чем литературу по
своей специальности. Также достаточно предсказуемо настроение
отпускника.
Часто предсказуема и негативная реакция. В разгар кризиса, когда
мы все находились в изрядной панике, на экране телевизора периодически
появлялся упитанный бодрячок по имени Довгань, поздравляя нас
с каким-то одному ему известным праздником. Теперь этот «тонкий
психолог» грозится всех нас сделать ну очень богатыми. А с какой
«радостью», придя утром на работу, мы выгребаем рулоны непрошеной
факсовой рекламы. Не читая!
Сосредоточенность
Создатели большинства телевизионных роликов, в том числе и «каннских»,
наивно убеждены, что зритель будет, не отрываясь, таращиться в
«ящик», когда там идет их рекламный опус.
При этом исследования говорят о том, что рекламу смотрят и слушают
краем глаза и уха. В 60-х профессионалы спорили о том: на какой
секунде ролика надо впервые упоминать товар, когда повторять.
Все сходились на том, что говорить о нем следует до конца ролика,
не переставая. Тогда понимали, что только так можно хоть как-то
зацепить невнимательного зрителя.
Сейчас все это забыто! Председатель жюри Канн’97 Бо Роннберг
так наставлял свою бригаду: «Мы не должны автоматически давать
призы видеошуткам, к которым можно пристегнуть любой продукт»
- Глас вопиющего в пустыне! Догадаться даже о теме многих фестивальных
роликов, не говоря уже о брэнде, было трудно. Даже не отрываясь
от экрана.
Плохое зрение
Не секрет, что зрение современных людей значительно слабеет к
30-35 годам. Этому «помогают» повсеместное увлечение компьютерными
играми и непроходимость наших печатных изданий. Но сплошь и рядом
можно видеть рекламу, рассчитанную на людей с предсказуемо слабым
зрением, сделанную так, что прочесть даже заголовок можно только
в очках...
Квалификация читателя
Как часто реклама не попадает в резонанс с квалификацией читателя
того или иного издания. На дилетанта она может обрушить лавину
непроходимых технических сложностей, а специалисту предложить
слащавую глупость. Одну и ту же рекламу можно встретить и в специальных
журналах и в изданиях, рассчитанных на самого неискушенного читателя.
Промышленная реклама
На какую квалификацию должна быть рассчитана промышленная реклама?
Профессионалы давно пришли к выводу - она должна быть рассчитана
на двух читателей: принимающего решение неспециалиста и его консультанта-эксперта.
Причина в том, что приобретение промышленного оборудования - это
типичный пример так называемой сложной продажи, когда решение
о покупке принимает группа людей.
Реклама бытовой техники
Когда мы беспомощно пытаемся разобраться в море имеющихся на
рынке HI-FI систем, холодильников и т.д., то как редко нам в этом
помогает реклама! Она пока не научилась доходчиво и без излишней
терминологии объяснять нам, неспециалистам, достоинства сложной
техники.
Это не означает, что реклама бытовой техники не должна иметь
сугубо технические куски - сомневающийся неспециалист может показать
их специалисту.
Компьютерные журналы
Когда читаешь статьи в компьютерной печати и разглядываешь размещенные
рядом рекламы, то возникает мысль, что эти журналы должны брать
в руки две несхожие группы людей.
Серьезные, насыщенные сложной терминологией статьи рассчитаны
на серьезных, умных технарей, а рекламы... на полных идиотов.
В сознание компьютерщиков, похоже, годами внедрялась идея, что
реклама - это охотничье угодье для резвящихся дизайнерских мальчиков
и девочек.
Заключение
Анализ среды, в которой будет «жить» реклама - это необходимое,
но далеко не достаточное условие для создания эффективной (продающей)
рекламы. Но результаты анализа бессмысленны, если создатель рекламы
не знает, как ими воспользоваться.
Здесь ему потребуются знания маркетинга, теории продаж, системы
Станиславского, психологии, законов зрительного восприятия и читабельности,
лингвистики и много другого.
Но это уже тема, или скорее темы, других статей.
- ПРОВЕДНИЕ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ В ИНТЕРНЕТЕ...
С каждым годом растет количество организаций, желающих использовать
Интернет как средство стимулирования своего бизнеса. При планировании
своих PR-кампаний в Интернете, эти структуры сталкиваются с полным
отсутствием каких-либо систематизированных материалов по данной
теме. Поэтому приходится полагаться на отрывочные публикации,
касающиеся отдельных аспектов PR в российском Интернете, собственных
догадках, а также опыт проведения обычных PR-кампаний (который
можно использовать лишь отчасти). А в результате - малая, а зачастую
и вообще нулевая эффективность таких кампаний...
Прежде чем приступать к разработке медиа-плана будущей PR-кампании,
стоит определиться с ее задачами и бюджетом, который вы (или вам)
готовы на нее выделить. Оценку стоимости и возможности реализации
поставленных задач лучше поручить стороннему лицу (отдельному
специалисту/организации).
Несмотря на очевидную необходимость определения этих задач, большинство
проводимых сегодня в российском Интернете кампаний не имеют четко
определенных задач или же имеют некорректно поставленные задачи.
Критерием успеха кампании в большинстве случаев считается посещаемость
сайта или его место в рейтинге «Рамблера», хотя в 99% они ни о
чем не говорят.
Вопреки расхожему мнению о дешевизне PR-кампании в Интернете,
стоимость проведения полноценной кампании в Сети вполне сопоставима
со стоимостью традиционных оффлайновых кампаний, а в отдельных
случаях может даже превышать ее.
Итак, задачи кампании определены, есть бюджет, в который следует
уложиться, можно переходить непосредственно к медиа-планированию,
к описанию методов и этапов реализации PR-кампании.
1. Исследование целевой аудитории
Этот этап включает в себя две части работ: определение целевой
аудитории и исследования этой целевой аудитории (прежде всего
это численность, социально-демографический и образовательный портреты,
географическое распределение, квалификация, степень активности,
наличие интересов и пристрастий). Если оказывается, что целевая
аудитория сильно структурирована, то имеет смысл разделить ее
на несколько групп (возможно, с подгруппами, возможна также сложная
иерархическая структура) с целью проведения для каждой из них
отдельной PR-кампании. Следует учитывать также сложные отношения
между группами, такие, как, например, пересечение.
Данный этап кампании призван определить параметры и формы воздействия
на целевую аудиторию. Полученные в ходе проведенных исследований
данные будут использоваться практически на каждом последующем
этапе PR-кампании.
В случае большой продолжительности кампании эти исследования
следует повторять, сопоставляя новые данные с полученными ранее.
Это позволит определить динамику изменения исследуемых параметров,
что может быть использовано для более точного и долговременного
планирования, а также для корректировки проводимых в рамках кампании
действий.
2. Фирменный стиль и слоганы
Все акции, кампании и мероприятия должны следовать единому фирменному
графическому стилю, так как дробление стилей может вызвать эффект,
обратный ожидаемому: предмет продвижения перестанут узнавать.
Разработка слоганов как для всей кампании в целом, так и для
отдельных акций, проводимых в рамках этой кампании, - этап важный
и ответственный: слоганы будут использоваться в рекламных материалах,
рассылках, новостных информационных блоках, на сайте и т. д. Разрабатываться
слоганы должны обязательно с учетом проведенных исследований.
3. Актуальный веб-сайт
Значимость сайта в PR-кампании трудно переоценить - сайт служит
информационным центром, на который вы будете ссылаться в ваших
информационных блоках, пресс-релизах, рассылках и рекламе. И если
в остальных информационных составляющих кампании (о них пойдет
речь далее) информация должна быть максимально лаконична, на сайте
вы можете позволить себе ее детальное представление.
Структура информации, оформление, навигация, текстовое наполнение
сайта напрямую зависят от целей PR-кампании, а также от проведенных
исследований. Если в результате проведенных исследований оказалось,
что ваша целевая аудитория сильно дифференцирована, имеет смысл
создать для каждой из групп свой раздел, представляющий информацию,
необходимую непосредственно этой группе, в доступном ей виде (наиболее
распространенный пример - раздел "Для прессы", о котором
еще пойдет речь ниже).
Оформление сайта должно вписываться в фирменный стиль компании
или кампании. Разделы, посвященные отдельным акциям, должны быть
разработаны с учетом фирменных стилей этих акций (если таковые
имеются).
Среди необходимых качеств сайта стоит назвать простоту поиска
информации, необходимой его посетителю, приемлемую для целевой
аудитории скорость загрузки, совместимость с основными версиями
броузеров, наличие возможности отслеживания различных параметров
его аудитории.
Если вы планируете частые обновления сайта, целесообразно использовать
(купить уже существующее или разработать свой вариант) специальное
ПО для управления содержимым сайта. Благодаря использованию такого
ПО менеджеры смогут напрямую, без посредников управлять контентом
вашего сайта, что значительно повысит оперативность подачи информации,
избавит от необходимости содержания штата специалистов, что, в
свою очередь, поможет вам существенно сэкономить средства. Конечно
же, стоит такое ПО немало, однако долговременное содержание штата
квалифицированных специалистов обойдется гораздо дороже.
Хочется также заострить внимание на надежности и безопасности
веб-системы. Это тот аспект, о котором обычно вспоминают лишь
тогда, когда бывает уже поздно. Поэтому предупредите возникновение
таких проблем. Не жалейте средств на обеспечение "прочности"
вашей веб-системы. Помните: сайт неработающий или работающий некорректно
- серьезный удар по имиджу как продвигаемого продукта, так и самой
фирмы.
То же самое можно сказать и о размещении (хостинге) созданного
сайта. Размещая сайт на слабой площадке (канал с малой пропускной
способностью или маломощный сервер), вы рискуете потерять многих
посетителей, не пожелавших ждать долгой загрузки сайта. Скорость
доступа к сайту зависит и от количества его посетителей, поэтому
стоит спрогнозировать ежедневный трафик вашего сайта и при выборе
места размещения руководствоваться именно этими прогнозами, в
противном случае вы рискуете либо потерять посетителей сайта (в
случае выбора недостаточной по мощности площадки хостинга), либо
потратить средства впустую (при выборе излишне мощной, а значит,
дорогой площадки).
4. Регистрация сайта в поисковых системах, каталогах и рейтингах
Самые посещаемые ресурсы в Интернете - это, несомненно, поисковые
системы и каталоги. В России это также и системы рейтингования,
в первую очередь Rambler Top 100 и Top List.RU, содержащие ссылки
на множество сходных по тематике ресурсов. Задача регистрации
сайта в такой системе - попадание ссылки на сайт в первые 10-60
ссылок, выдаваемых системой при запросе, относящемся к вашей тематической
нише. При регистрации эти системы требуют в основном (в зависимости
от системы) набор ключевых слов о сайте и его описание, период
обновления и языки, на которых представлена информация. При составлении
набора ключевых слов и описаний следует учитывать проведенные
исследования, использовать разработанные слоганы
5. Баннерная реклама
Этот этап представляет собой тонко продуманную, массированную,
агрессивную адресную рекламную атаку посредством динамических
рекламных блоков (баннеров). При разработке параметров направленности
(таргетинга): географического, тематического, количественного
и др. этой рекламы, а также самих баннеров, необходимо основываться
на проведенных исследованиях, разработанных рекламных слоганах
и фирменном стиле компании, кампании или конкретной акции. Причем
ссылка с этого рекламного блока должна вести непосредственно на
страницу, посвященную объекту рекламы, а не на главную страницу
сайта, как это обычно делается (это верно, если не рекламируется
весь проект в целом).
Размещая баннеры в Сети, не стоит замыкаться только на баннерных
сетях - существует масса не менее эффективных рекламных площадок.
Самые популярные из них - тематические разделы различных порталов,
каталогов, СМИ. Желательно также размещение ваших баннеров на
специализированных ресурсах тематики, близкой (в идеале - совпадающей)
к тематике продвигаемого продукта. Необходимое условие размещения
рекламы на каком-либо ресурсе - наличие у него аудитории, сходной
c вашей целевой аудиторией или ее частью.
6. Список рассылки
Далеко не у каждого пользователя сети есть возможность постоянно
следить за обновляющейся на вашем сайте информацией. Причины могут
быть разными, например: отсутствие времени или желание сэкономить
(цены на доступ в Интернет сегодня в России относительно среднего
уровня жизни все же достаточно велики). Благодаря списку рассылки
вы сможете удержать своего посетителя, оперативно сообщать ему
обо всех обновлениях сайта (экономя при этом его время и деньги),
объединить вокруг продвигаемого продукта большинство интересующихся
им людей, доносить до них всю имеющуюся по продукту информацию.
Кроме того, аудитория рассылки практически полностью персонифицирована
(с точностью до одного уникального e-mail-адреса получателя);
персонифицировать посетителей сайта намного сложнее, а потребителей
баннерной рекламы - практически невозможно. Таким образом, вы
получаете возможность напрямую, без посредников постоянно контактировать
с людьми, интересующимися предлагаемым вами продуктом.
Рассылка - очень мощное средство воздействия, поэтому использовать
ее нужно крайне аккуратно, в противном случае она может вызвать
у ее подписчика обратный эффект - негативное отношение к продвигаемому
продукту и самой компании. Не стоит, например, подписывать людей
без их ведома, рассылать письма не в универсальных, недоступных
пользователям всех систем форматах (например, MS Word), дублировать
письма, делать по нескольку рассылок в день.
Рассылка должна быть максимально информативна: никто не станет
терпеть в своем почтовом ящике письма вроде "Наша фирма -
самая лучшая фирма. Нажмите здесь!". Следует максимально
ограничить использование в рассылке графических элементов.
7. Пресс-релизы
Порой журналисты не дают в СМИ никакой информации о продукте
по одной простой причине - у них не хватает времени или квалификации
на проработку всей имеющейся информации по продукту. Бывает также,
что при недостаточных знаниях журналиста в области, о которой
он пишет, в публикации допускаются грубейшие ошибки, которые вашей
кампании могут только навредить. Поэтому сами составьте тексты
для СМИ, которые вы хотите увидеть - вероятность досадных ошибок
будет на порядок ниже, а ваши шансы быть замеченными в СМИ изрядно
увеличатся. Выделите на сервере отдельный раздел "Для прессы".
Определите конкретного сотрудника для работы со СМИ.
8. Публикация новостей о продукте
В российском Интернете существует немало различного рода информационных
проектов. Огромную пользу сможет принести вашей PR-кампании публикация
новостей, касающихся продвигаемого продукта, в новостных выпусках
соответствующих по тематике информационных проектов. Один из способов
создания такой системы - заключение договоров с ведущими информационными
проектами нужной тематики с целью публикации в их новостных блоках
специально разрабатываемой информации о продукте. В идеале для
каждого из проектов должны разрабатываться отдельные версии информационных
блоков, создаваемые с учетом специфики проекта и его аудитории.
9. Специальные акции: конкурсы, розыгрыши, викторины и пр.
Конкурсы, розыгрыши, викторины и другие подобные акции всегда
привлекают внимание, причем внимание не только потенциальных участников,
но и СМИ. Конечно же, наибольший эффект имеют акции с солидными
призовыми фондами, однако, как это ни парадоксально, при должной
подготовке такого рода акций затраты на проведение могут быть
вполне приемлемыми, а отдача велика.
Разыгрывать стоит именно призы, как-либо относящиеся к предмету
PR-кампании (если вы продвигаете какую-либо торговую марку, можно
разыграть какой-нибудь продукт, несущий эту торговую марку), таким
образом, у вас появляется возможность ненавязчиво ознакомить потенциального
клиента с продвигаемым продуктом.
Особенно ответственно следует подойти к церемонии вручения призов:
постарайтесь представить церемонию как настоящее событие, составьте
программу мероприятия с учетом интересов и пристрастий вашей целевой
аудитории, обратите внимание СМИ, обслуживающих вашу целевую аудиторию
(или ее часть), найдите спонсоров - они помогут вам сэкономить
средства.
10. Обратная связь
Одно из преимуществ Интернета перед другими рекламными площадками
(например, как на ТВ или радио) - интерактивность. Вы можете практически
мгновенно определить реакцию на любой произведенный в рамках PR-кампании
шаг и мгновенно на эту реакцию ответить. Проводя свою кампанию,
вы видите ее адресата (благодаря списку рассылки, инструментариям
анализа аудитории сайта). Мало того, вы можете напрямую с помощью
специальных средств контактировать с человеком, заинтересовавшимся
вашим продуктом. Самые распространенные средства обратной связи
- системы голосования, форумы, гостевые книги, e-mail (на письма,
кстати, следует отвечать - это вызывает хорошее к вам отношение
писавшего и возвышает вас в его глазах). Использование средств
обратной связи желательно - они помогут вам скорректировать проводимую
кампанию и провести анализ всей кампании по ее окончании.
11. Анализ проведенной кампании
После того, как рекламная кампания проведена пора подводить итоги.
Сделать это нужно по двум причинам:
В будущем у компании наверняка возникнет желание/потребность
в проведении PR-акций в Интернете, а значит, ей будет полезен
опыт, накопленный в ходе проведения кампании, - как позитивный,
так и негативный: удачные шаги, провалы, нереализованные возможности.
Не исключено, что компания захочет продолжить свое присутствие
в Интернете. Анализ накопленных мощностей (знаний, опыта, программной
и аппаратной базы и пр.) будет необходим при трансформации PR-кампании
в отдельный долговременный проект.
Распределение обязанностей при проведении кампании
К сожалению, многие российские компании, выходящие сегодня в
Интернет, пытаются проводить все работы собственными силами, не
имея достаточных для этого знаний и умения. Вызвано это прежде
всего желанием сэкономить средства, однако такие кампании в 99%
случаев обречены на провал. Привлечение профессиональных исполнителей
стоит гораздо дороже, однако только в этом случае у вашей кампании
есть реальные шансы на успех.
Руководить работами, проводимыми в рамках PR-кампании должен
менеджер вашей компании. Помните - никто лучше вас не знает задач
кампании и специфики продвигаемого продукта. Вы должны работать
с вашими субподрядчиками в тесной связке (но только не с авторитарных
позиций), только тогда вы сможете добиться поставленных целей.
Одно из главных условий успеха PR-кампании - правильный выбор
исполнителей работ:
При проведении первичных исследований возможно пойти по одному
из двух путей: заказать их у исследовательской компании (стоимость
заказных исследований очень высока) или же купить у этой компании
готовые пакеты исследований по всем интересующим областям и сделать
из них необходимые выжимки (это обойдется значительно дешевле).
Выбор второго пути зачастую оптимален, так как пакеты исследований,
предлагаемые такими компаниями, обычно содержат всю необходимую
для большинства PR-кампаний информацию.
Разработку фирменного стиля кампании, создание и техническую поддержку
сайта, а также работы по созданию шаблонов (как графических, так
и HTML) для всех PR-материалов (баннеров, рассылок, пресс-релизов
и т. д.) лучше поручить одной студии - только тогда вы сможете
быть уверенными в том, что целостность внешнего представления
всей вашей PR-продукции будет сохранена.
Проведение баннерных рекламных кампаний и регистрацию сайта доверьте
агентству интернет-рекламы. Несмотря на кажущуюся простоту этих
работ, добиться от них ожидаемого эффекта непросто, а специалистов,
умеющих эту работу быстро, эффективно и качественно выполнять,
- мало.
Остальные работы вполне по силам небольшой группе (2-3 человека)
штатных менеджеров, знакомых с Интернетом на уровне продвинутого
пользователя. Стоит заметить, что при проведении достаточно активной
PR-кампании эти менеджеры будут иметь полную занятость. Если вы
не можете пожертвовать их рабочим временем на время проведения
кампании, то вам, видимо, придется обратиться к субподрядчику:
на российском интернет-рынке уже сегодня существует немало PR-агентств.
|